Все мои знакомые вынесли со школьных уроков истории только одно знание: нудятина полная. Сомневаюсь, что есть люди, которые проходили в школе историю по той же программе, что и я (и мои друзья) и запомнили что-то более сложное, чем дата начала Великой Отечественной Войны. Да что там, сейчас, я думаю, трудно найти недавнего школьника, который помнит даты начала "ВОВ" и "II WWW" или хотя бы знает, что это разные даты. Только ленточки на антеннах и сумочках могут носить. А вместе с тем именно на уроках истории, а не на уроках обществознания, психологии или чего бы то ни было ещё, я узнал, что причина и и повод - это разные вещи. И даже узнал, в чём именно разница.
Вообще, наша учительница истории сделала многое, если не всё возможное, для того, чтобы детишкам её предмет не понравился. Она сразу отметала учебники, на первом же занятии каждого нового учебного года она говорила "программа есть, но в учебниках полная туфта, поэтому я вам буду диктовать, вы будете писать, а потом по конспектам учить". Так в шестом классе я и столкнулся, как выяснилось позже, с типичным ВУЗовским распорядком подачи знаний: минуя мозг, на бумагу лекции->семинары->сессии. Сейчас, однако, я понимаю, что учительница хоть в чём-то, но была права: учебники - говно. В них набор скучных фактов, дат, биографий, украшенных всякими "знаете ли вы, что..." на полях. Историю нужно украшать не интересными фактами, потому что интересные факты если и полезны, то только для эрудиции, а обычному школьнику она не нужна - эрудит сам себе найдёт интересные факты. История должна быть украшена уроками, которым она учит. Это вообще единственная польза от истории, по большому счёту, даты нафиг не нужны, так же как и факты. Важны выводы.
И наша учительница давала нам эти выводы на блюдечке в клеточку, диктовала, в чём крылись причины и какие были найдены поводы для первой мировой войны, революции, гражданской войны, надиктовывала, для чего крестили Русь и чем рубили окно в Европу... Только забыла нам сказать, что это всё уроки, которые нужно обдумать, а не факты и даты, которые нужно зазубрить. У меня уже и конспекты потерялись... А ведь уроки были такие, которые пропускать нельзя, и, усвоив такой урок, на всю жизнь запомнишь как минимум одну связанную с ним дату. 1861 г. 3 марта в Петербурге император Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права.
Манифест ещё, конечно, не закон, но в России в те времена было "самодержавие". В простом переводе на современный, это означало, что как батька Санёк сказал - так и сделали, куда деваться. И вот, сидит себе, значит, боярин Вася Пупкин, кофе пьёт, газету читает, вокруг него холопы суетятся, кофе варят, газеты с инета скачивают и распечатывают, пыль с занавесок смахивают - 5 марта на дворе. Читает, значит, Вася в газете: "Я, Санёк, Второй, решил: все холопы теперча - свободные люди. Нехай идуть куды хотят, неволить их никто не вправе, ибо все мы дети божьи, братья/сёстры и негоже, чтоб брат сестрою помыкал. К тому же в ВТО надо вступать, с крепостными, сказали, не пустят". Вася залпом кофе допил, подумал пару секунд и сказал: "пипец, холопы, вы попали теперь свободные люди, валите, куда хотите с моей территории. И в поместьях тоже всем передайте, что они теперь свободные, пусть проваливают с моих угодий". А сам про себя думает "а ведь вчера сосед предлагал за них тыщщу рублей, надо было продавать... Эх!"
И вот, весна, крестьянин, торжествуя, валит куда глаза глядят с родного дома, без земли, без денег, зато свободный, как сопля в полёте, и думает "и нафига были все эти волнения, требования раскрепостить крепостных, взывания к тому, что у соседей демократия и надо брать с них пример?" В общем чувствовал крестьянин жопой (потому что за постоянной, с самого детства, работой головой и сердцем он умел чувствовать только приближающуюся страду), что кто-то где-то кого-то обманул, и что он, крестьянин, от этого не в выигрыше. Собрал свою семью и поплёлся обратно к барину: позволь у тебя на земле попахать... позволь у тебя на лугах попастись... позволь у тебя на селе жить дальше, дом-то хоть и принадлежит тебе, всё-таки мне родной... Ну, барин, конечно, не дурак, сказал крестьянам, что они свободные люди и могут пахать, где хотят, налогом обложил и сидит дальше, lenta.ru читает. А свободные крестьяне продолжили пахать на его землях, жить в нищете и отдавать львиную долю урожая барину.
Ежу понятно, что долго так продолжаться не могло, народ-то свободный, не зря ж волнения устраивал да в ВТО просился. Решил народ, что надо порядок менять и свободу иметь не мнимую, а реальную, реальнее некуда. Революцию устроил. Царя плохого пристрелил, царь, правда, к тому моменту уже бывший был, да и другой совсем, но уже не важно было. Короче, сто пятьдесят лет с тех пор прошло, и нифига не изменилось, ровным счётом, абсолютно нифига не изменилось. Революции, реформы, перестройки - всё одно, по сути: перманентная отмена крепостного права, по всему миру, постоянно, всем смердам, каждый свободный рот с каждой доступной трибуны вешает лапшу на уши о том, как холопы с каждым днём становятся всё свободнее и свободнее, и они в это верят, и продолжают жить свободными, нищими, пахать на чужих заводах и отдавать львиную долю своего урожая - в виде налогов на свет, воздух, воду, доходы, крышу, дороги, имущество - барину.
Так вот, именно с уроков истории, а не математики или физики, я вынес это самое знание: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Можно даже общие множители за скобки вынести, главное - не менять порядок действий. А слагаемые можно тасовать сколько угодно, их усердно перестанавливают в течение всей задокументированной истории, и сумма так до сих пор и не изменилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий